Tuesday, May 31, 2016

О практике судов по делам с участием органов по борьбе с монополизмом, связанной с употреблением закона от 18.07.11 N 223-ФЗ "О покупках товаров, работ, услуг обособленными видами юрлиц"

Объектом настоящей статьи является практика судов Арбитражного суда Северо-Западного округа (потом - АС СЗО) по делам, связанным с оспариванием принятых ненормативных актов органов по борьбе с монополизмом по итогам употребления положений закона от 18.07.11 N 223-ФЗ "О покупках товаров, работ, услуг обособленными видами юрлиц" (потом - Закон N 223-ФЗ).
Указанный Закон вступил в воздействие с 1 января 2012 года (кроме обособленных положений) и согласно с частью 2 статьи 1 нацелен на регламентацию закупочной деятельности конкретных юрлиц: государственных компаний, субъектов естественных монополий, и вдобавок компаний, реализующих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения и газоснабжения, теплоснабжения и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) жёстких бытовых отходов и др.
Соответственно части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями регулирования закупочной деятельности для таких юрлиц являются: обеспечение единства экономического пространства; создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юрлиц, указанных в части 2 статьи 1 (потом - клиенты), в товарах, работах, услугах с нужными показателями цены, качества и надежности; действенное применение финансовых средств; расширение возможностей участия юридических и физических лиц в покупке товаров, работ, услуг (потом - покупка) для потребностей клиентов, как и стимулирование такого участия; продвижение честной конкуренции; обеспечение гласности и прозрачности покупки; предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Закон N 223-ФЗ устанавливает ключевые принципы, которыми должны руководиться клиенты при покупке, то есть: информационная открытость; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и безосновательных ограничений конкуренции по отношению к участникам покупки; целевое и экономически действенное израсходование финансовых средств на приобретение товаров, работ, услуг (при потребности с учетом стоимости жизненного цикла приобритаемой продукции); реализация мер, нацеленных на уменьшение издержек клиента; отсутствие ограничения допуска к участию в покупке методом установления неизмеряемых притязаний к ее участникам (часть 1 статьи 3).
Цели и базовые правила Закона N 223-ФЗ схожи по мотивации с целями и принципиальными правилами действовавшего до 1 января 2014 года закона от 21.07.05 N 94-ФЗ "О размещении заказов на продажи товаров, исполнение работ, оказание услуг для государственных и местных потребностей" (потом - Закон N 94-ФЗ), и вдобавок сейчас действующего закона от 05.04.13 N 44-ФЗ "О договорной системе в сфере покупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и местных потребностей " (потом - Закон N 44-ФЗ). Названные Законы регламентируют сферу покупок для государственных и местных потребностей.
Вместе с тем очень следует подчернуть, что Закон N 223-ФЗ, помимо иного, призван удешевить продукт для финального покупателя и сократить затратную составляющую для естественных монополистов, в частности в области государственного регулирования ценообразования.
Как в Законе N 94-ФЗ, так и в Законе N 44-ФЗ законодателем определены твёрдые ограничения к операциям, объемам и методам покупки.
Напротив, Закон N 223-ФЗ никоим образом не ограничивает клиента в плане возможностей осуществления покупки. Соответственно статье 2 Закона N 223-ФЗ клиент разрабатывает Положение о покупке, которое является юридическим актом, нормативно снабжающим собственную закупочную деятельность согласно с разноплановыми потребностями и экономическими интересами клиента.
Законом N 223-ФЗ предусмотрены притязания к присутствию неукоснительных сведений в Положении о покупке и к ее информационной досягаемости. Наряду с этим клиент свободен в определении способов покупки (часть 3 статьи 3 названного Закона) - законодатель не диктует клиенту условия для реализации всякого из установленных способов покупки. Случаи и режим покупки установленными методами закрепляются самим клиентом в Положении о покупке.
Возможно, представление клиенту столь широкого спектра возможностей независимого регулирования своей закупочной деятельности повлекло установление закрытого списка оснований для оспаривания деяний клиента в обязательном порядке, и вдобавок сужение сферы государственного надзора за клиентом.
Так, в части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ законодатель установил 3, а с 1 января 2014 года - четыре случая, в коих участник покупки вправе оспорить в орган по борьбе с монополизмом деяния (бездействие) клиента. Это:
  • неразмещение в единой информационной системе Положения о покупке, изменений, вносимых в указанное Положение, информации о покупке, подлежащей согласно с названным законом размещению в единой информационной системе, либо нарушение периодов такого размещения (пункт 1);
  • представление к участникам покупки притязания о представлении документов, не установленных документацией о покупке (пункт 2);
  • осуществление клиентами покупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и расположенного в единой информационной системе Положения о покупке и без употребления подобающих положений Закона N 94-ФЗ (пункт 3);
  • неразмещение либо размещение в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме покупки, которую клиенты должны осуществить у субъектов небольшого и среднего бизнеса (пункт 4).
Согласно с указанной выше правовой нормой разбирательство претензий должно выполняться в Режиме, установленном органом по борьбе с монополизмом. Таковой Режим утвержден Приказом Федеральной антимонопольной службы от 18.01.13 N 17/13 "Об одобрении Режима разбирательства претензий на деяния (бездействие) клиента при покупке товаров, работ, услуг", произведённым регистрацию в Министерстве юстиции РФ 16.05.13 за N 28421 (потом - Режим N 17/13). Со своей стороны в пункте 1 названного Режима определено, что претензии на деяния (бездействие) клиента рассматриваются Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами в режиме, установленном статьей 18.1 закона от 26.07.06 N 135-ФЗ "О защите конкуренции " (потом - Закон N 135-ФЗ).
Статья 18.1 Закона N 135-ФЗ и Режим N 17/13 (практически дублирующий названную статью) устанавливают последовательность деяний органа по борьбе с монополизмом при принятии претензий участников покупки на деяния клиента, и вдобавок при их разбирательстве по сути.

No comments:

Post a Comment